Создание в ДОУ условий для детей с ОВЗ

 

     Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации. 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы

Федеральные документы 

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями)
Приказ от 9 ноября 2015 года N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями на 18 августа 2016 года)

Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам —  образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)

 

В МБДОУ №24  для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы следующие условия:

  • Обеспечивается равный доступ к образованию для всех воспитанников с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 Закона об образовании РФ).
  • Педагогами детского сада осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным маршрутом развития.
  • В ДОУ действует психолого-медико-педагогический консилиум с целью психолого-медико-педагогического консультирования родителей и педагогов.
  • Заключён договор о взаимодействии с муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Центром диагностики и консультирования», специалисты которого оказывают помощь педагогам и родителям.
  • Создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений физического и речевого развития, высших психических функций становление личности ребенка
  • Использование технических средств обучения, информационно-коммуникативных технологий
  • Коррекционная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, медсестры по массажу
  • Организация взаимодействия специалистов и родителей в работе по преодолению недостатков у детей с нарушением ОДА.

Нормативно-правовое обеспечение

  •    Приказ о создании ПМПк в ДОУ
  •    Положение о ПМПк ДОУ
  •   Договор о сотрудничестве с  МБОУ «ЦДиК»

 Создание развивающей предметно-пространственной среды

Размещается дошкольное учреждение на равнинной местности в 2-х этажном здании. Внешний вид дошкольного образовательного учреждения, оформление интерьеров, холлов, лестничных маршей, групповых комнат и залов соответствует современным требованиям эстетики, культуры быта. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по территории предусмотрено ровное, не скользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. В ДОУ создана домашняя обстановка, обеспечивающая психологический комфорт. Особенностью в решении дизайна детского сада является чёткое предназначение стендов, которые удачно вписываются в интерьер помещений. Каждая группа оформлена с учётом возрастных особенностей воспитанников. Развивающая среда в группах изменяется в соответствии с требованиями ФГОС ДО, а также в зависимости от изменяющихся потребностей и интересов воспитанников. Материально-техническое оснащение ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Учебно-методический комплекс представлен следующими специализированными помещениями:

  • методический кабинет;
  • кабинет учителя-логопеда;
  • кабинет педагога-психолога
  • кабинет медсестры по массажу;
  • спортивный зал;
  • музыкальный зал;
  • группа  ГКП для детей с ОВЗ.

Программно-методическое обеспечение

На каждого воспитанника составляется индивидуальный маршрут развития. При необходимости, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в конце учебного года направляются на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.

 

 

Положение о ГКП для детей с ОВЗ

Положение о ПМПК

ДОГОВОР с МБОУ ЦДиК

Лицензия на медицинский массаж

 

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) — неоднородная группа, ведущим нарушением является задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций.

У наших детей, помимо двигательным нарушений, могут выявляться нарушения  психических функции, а также различные нарушения речи (все мы знаем, что речь и движение неразрывно связаны между собой, эта взаимосвязь идёт из головного мозга). Практически у всех детей нарушена пространственная ориентация. У некоторых детей имеются расстройства эмоционально-волевой сферы (возбудимы, раздражительны, или наоборот, заторможены, вялые).

 Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста — это отклонения в положении позвоночника, но они незначительны, при этом мышечный аппарат начинает неправильно функционировать, ребенок плохо переносит физические нагрузки, быстро устает и может жаловаться на боли в спине. Дефекты нарушения ОДА условно делятся на несколько видов: сутулость, кругловатая спина, плоская спина, плосковогнутая спина, сколиотическая осанка, плоско-вальгусная деформация стоп, плоскостопие, врожденная косолапость.

 Детский церебральный паралич (ДЦП)— это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов  центральной нервной системы.

 Цель коррекционной работы в МБДОУ№ 24 — обеспечение коррекции недостатков в физическом и речевом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы.

 Задачи коррекционной работы:

1. Выделять особые образовательные потребности детей с нарушением ОДА, обусловленные недостатками в их физическом развитии.

2.Осуществлять индивидуально-ориентированную (личностно-ориентированный) психолого-медико-педагогическую помощь детей с нарушением ОДА с учетом  особенностей  их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

3.Обеспечивать возможность освоения детьми с нарушением ОДА общеобразовательной программы и их интеграцию в образовательные учреждения.

4.Предупреждать возможные трудности в усвоении программы массовой школы, обусловленные недоразвитием физической и речевой системы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 5. Организовывать личностно-ориентированные формы взаимодействия специалистов и родителей, осуществляющих сопровождение ребенка с нарушением ОДА.

Перечень коррекционных мероприятий в МБДОУ № 24:

1. Изучение документации (заключение ПМПК и история развития детей)

2. Комплексное обследование детей

3.Заполнение индивидуальных карт развития детей (всеми специалистами)

4.Составление индивидуального образовательного маршрута психолого-педагогического сопровождения детей.

5.Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми.

6. Работа с родителями (консультирование, индивидуальные беседы, анкетирование)

7. Консультации, семинары для воспитателей и специалистов

Психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ № 24

ПМПк — форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединившихся с целью психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Так называемая, инклюзивная практика, в нашем ДОУ ведётся с самого начала функционирования групп для детей с двигательными нарушениями. Каким образом это осуществляется (алгоритм):

Каким образом это осуществляется (алгоритм):

Все дети приходят к нам по направлению городской ПМПк (комиссии), специалисты которого изучают медицинскую документацию ребенка, проводят диагностическое обследование, делают свое заключение, определяют вид учреждения и дают рекомендации по дальнейшему обучению и воспитанию.

Специалисты ПМПк (консилиума) ДОУ также изучает всю документацию на ребенка, проводят свою диагностику, а затем коллегиально на каждого ребенка составляются индивидуальный образовательный маршрут с учетом его образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.

Педагоги, специалисты наблюдают за развитием детей, и если необходимо внести какие либо корректировки в индивидуальный образовательный маршрут, специалисты ПМПк ДОУ снова собираются и решают этот вопрос (не реже одного раза в 3 мес.)

Ребенок начинает посещать комбинированную группу (дети с условно нормой и с нарушениями ОДА) или группа кратковременного пребывания для детей с ОВЗ. Но в процессе обучения и воспитания, наблюдая за детьми воспитатели, специалисты замечают, что ребенок заметно отстаёт от своих сверстников в развитии, конфликтен или застенчив и (или) др. Тогда с этим вопросом мы выходим на ПМПк, непосредственно к председателю. Специалисты ДОУ проводят дополнительное экспресс-обследование этого ребёнка, составляют представление на него (логопедическое, психологическое), воспитатели группы, которую посещает ребенок, готовят педагогическую характеристику на него. После этого проводится заседание городского ПМПк, в присутствии родителей ребенка, и принимается решение о дальнейшей работе или снятии диагноза.

Таким образом, мы стараемся помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), создать для него все необходимые условия для получения специализированной квалифицированной помощи и осуществления образовательной деятельности.

              Воспитатели ежедневно используют следующие формы оздоровления детей:

  1. утренняя гимнастика  с учётом возрастных  и  физических особенностей детей;  гимнастика с элементами самомассажа;
  2. комплексы коррегирующей гимнастики после сна;
  3. физминутки во время статичных занятий;
  4. подвижные игры в группе и на прогулке  и направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.д.;
  5. комплексы упражнений для профилактики плоскостопия.

Использование данных форм профилактической работы обеспечивает всестороннее развитие детей, нормализацию функций всех звеньев опорно-двигательного аппарата, оптимальную подвижность во всех отделах позвоночника и суставах, формирование мышечного корсета; повышение уровня физического здоровья детей, позволяющего иметь запас адаптивных качеств на длительный период жизни.

Программа социально-личностного развития детей 5-7 лет

Паспорт доступности МБДОУ № 24

Сведения о создании в ДОУ условий для детей с ОВЗ

Сведения о наличии оборудованных объектов, для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: в ДОУ созданы условия для комфортного прибывания детей в данном учреждении.

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ: имеется пандус для обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Сведения об условиях охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: для детей-инвалидов и лиц ОВЗ созданы условия охраны здоровья.

Сведения об условиях питания инвалидов и лиц с ОВЗ: для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ  созданы условия для индивидуального питания.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетямприспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: не имеется (в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившего в силу с 01 сентября 2012 г., согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.)

Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — не имеются

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ — имеются.

Технические средства реабилитации детей-инвалидов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Вертикализатор наклонный с фиксацией поясничного отдела
2 Деревянный массажёр для ног
3 Велотренажёр
4 Опоры–ходунки
5 Стул детский ортопедический на колёсах
6 Большая и маленькая релаксационные подушки с массажными наполнителями
7 Гимнастический мяч «Лошадка»
8 Деревянный массажёр для рук

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ

1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).

3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.

6. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.

7. При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. а Вам понять его.

8. При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.

9. Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.

10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.
Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.