ПРАКТИКУМ «РЕЧЬ – ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Учитель-логопед, Митрофанова Л.В.

        Ваш ребенок поступил в сад. В этом возрасте  происходят изменения в  личностном развитии, речевой сфере, физической сфере.

        Какое воздействие оказывают родители на формирование личности ребенка

        Задумывались ли вы, о том, какие установки  даете своим детям. Вы можете даже не осознавать негативное воздействие установки, но они очень сильно влияют на личностное развитие. Негативные установки закрывают все чувства, мысли, разум ребенка.

        И поэтому хочу показать небольшую сценку из жизни мамы и ребёнка.

Сценка

Устала. Иду за ребенком в сад. Захожу в сад, а ты бежишь ко мне и падаешь.

— Тебя, что ноги не держат. Вечно ты падаешь.

(Дала установку, чтобы ребенок не двигался)

А ты подымаешься  и показываешь мне каштан.

— Выкинь сейчас. Вечно все подбираешь.

(Дала установку, чтобы ребенок не работал руками)

Идем с тобой в группу. На столе выставлены поделки. Смотрю твоя поделка самая некрасивая.

— Ничего не умеешь делать, как твой папа.

(Дала установку, на отключения интеллекта)

А ты мне папа – косел. Вспоминаю вчерашний разговор с мамой.

—  Нельзя подслушивать, о чем говорят взрослые. Вечно греешь уши.

(Дала установку, чтобы ребенок не слышал)

Идем домой. Ты смотришь по сторонам и наступаешь мне на туфли.

— Посмотри, что ты натворила. Где твои глаза.

(Дала установку, чтобы ребенок не видел)

Идем дальше на встречу одноклассница Лиза с дочкой. Интересуюсь как дела. Лиза рассказывает об успехах дочери и показывает грамоту. Интересуется  как дела у моей дочки. Думаю что сказать. И тут ты подбегаешь и говоришь: «Мамаська, посяти касивый истик»

 Лиза улыбается, прощается и уходит. Смотрю на тебя. Почему ты у меня такая шепелявая, картавая.

— Ты вечно открываешь свой рот, когда нужно помолчать.

(Дала установку, чтобы ребенок не говорил)

Пришли домой. Хочу отдохнуть. А ты перед глазами маячишь. И я бросаю тебе  в сердцах.

— Да как же ты меня достала.

(Дала установку на закрытие сердца, убила любовь к себе)

       Вот и укутала дочь я негативными установками как в кокон. Мне страшно. А как тебе доченька?

Я очень хочу, что бы вы задумались об этом.

      

      Теперь погорим о речевом развитии  и факторах влияющих на речь

Я предлагаю вам посмотреть и обсудить сюжеты.

        Итак, первый сюжет (просмотр видео).

— Какие ошибки допустила юная мамочка?

(ответы родителей)

        Давайте более подробно разберем.

— Вы обратили внимание на личико ребёнка сосущего соску? Да, оно забавно и трогательно. Но при этом его выражение – абсолютно безучастно и отрешено. Он не вслушивается в слова, не интересуется окружающим миром, все его познавательные и умственные процессы заторможены. Соска тормозит речевое и интеллектуальное развитие малыша.

— Ребенок не общается с мамой, как и мама с ребенком. Малыш молчит, маме хорошо. А ведь общение с мамой самое главное для ребенка.

— Ребенок не проявляет никаких эмоций, постоянно закрытый рот соской гасит эмоции, что негативно сказывается на психическом развитии малыша.

— Нарушается строение ротовой полости: деформируется небо, формируется неправильный прикус. Соска не дает норма формироваться подвижности органов речи. Это приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

— Как  показали исследования, применение соски детьми до 3 лет, увеличивает риск возникновения ушных инфекций, которые влияют на слух. Снижение слуха приводит к нарушению речи.

— Рот закрыт соской,  вдыхает и выдыхает ребенок через нос. А теперь представьте, что у ребенка аденоиды или заложен нос. Это приводит к кислородному голоданию мозга. И самое главное у ребенка не формируется правильное речевое дыхание (короткий вдох – носом и длительный выдох – ртом). У ребенка будет красивая, плавная, выразительная речь, если у него сформировано речевое дыхание.

— Ребенок сам себя не обслуживает, руки не трудятся – значит, плохо развивается мелкая моторика, которая влияет на развитие речи.

       Предлагаю посмотреть второй сюжет (просмотр видео)

— Какие ошибки допустил юный папа?

(ответы родителей)

— Папа предпочел общению с дочкой, общение по телефону с другом.

-Ребенок не получает живого общения, соответственно не развивается речь и интеллект.

Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!

        Смотрим третий сюжет (просмотр видео)

— Какую ошибку допустила мама?

— Обратите внимание, что ласкательные, напевные интонации и «сюсюканье» — два совершенно разных способа общения. Сюсюканье – это искажение слов. Мама, сюсюкая с ребенком,   не дает образец правильной речи. Ваша главная задача – как можно больше говорить с  малышом   четко артикулируя.

    

      Теперь поговорим о значении развития мелкой моторики пальцев рук.

      Выражение «Ум ребёнка – на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

     Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Начинать заниматься развитием мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

      Установлено, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень, почки, мизинца на сердце. Массировать нужно под целительные звуки. Целительные звуки это гласные.

      Очень хорошо развивает мелкую моторику и соответственно речь пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Семья» (загибаем пальчики, по очереди начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Это вся моя семья.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.