Создание в ДОУ условий для детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27 Федеральный закон» Об образовании в Российской Федерации» N 273ФЗ )

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада

  • Применение адекватных возможностям и потребностям современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательной деятельности (в рамках разработки АОП (АООП).
  • Организация деятельности специалистов в форме ПМП консилиума для выявления, обследования, разработки индивидуальной образовательной программы.
  • Обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанника педагогом-психологом.
  • Создание методического обеспечения, информационного обеспечения, применение ИКТ.
  • Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) (профилактические и просветительские мероприятия).
  • Проведение индивидуальной или групповой коррекционной работы педагогом с целью устранения пробелов общего развития воспитанников.
  • Материально-техническое оснащение (кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальный и физкультурный залы, медицинский кабинет).
  • Создание атмосферы эмоционального комфорта.
  • Обеспечение доступа в здание
  • Обеспечение питания обучающихся.
  • Обеспечение охраны здоровья обучающихся. 

Организации психолого-педагогического сопровождения

Решение о направлении ребенка с ОВЗ в наше дошкольное образовательное учреждение принимается родителями на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Каждый из специалистов городского ПМПК (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, детский психиатр) составляет собственное заключение на основании обследования ребенка и дает родителям в устной форме рекомендации по обучению, воспитанию и организации жизни ребенка.

        По результатам проведенного заседания составляется заключение комиссии о направлении ребенка в наше дошкольное учреждение с рекомендациями по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

А для образовательного учреждения – обязательный для создания рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания ребенка. Для осуществления и реализации полученных рекомендаций в этих группах составлены адаптированные образовательные программы, на основе которых осуществляется образование ребёнка с ОВЗ в образовательной организации. В ней отражается вся информация относительно того, чему и каким образом реализуется образовательный процесс для ребёнка с ОВЗ: какие условия мы для него создаем, что должны получить на выходе, как ребенок посещает учреждение, как выстраивается система командного сопровождения и т.д.

Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним важнейших звеньев в системе их реабилитации. В нашем детском саду для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, ДЦП создана группа кратковременного пребывания. Воспитанники этой группы не могут самостоятельно посещать основные группы детского сада по состоянию здоровья, поэтому для них создана специальная группа с трёх часовым пребыванием, где они находятся с  родителями и в сопровождении воспитателя и специалистов ДОУ.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

    Педагог-психолог:
•организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
     Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы  (2, с. 101);
     Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 
      Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
 Медицинский персонал: 
• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.